Музей космонавтики

18 May, 2015

Адрес: Москва, пр-т Мира, 111
Метро: ВДНХ
Сайт: http://www.kosmo-museum.ru
Справочная: +7 495 683-79-68

Часы работы музея
ежедневно с 10:00 до 19:00.
по четвергам с 10:00 до 21:00.
понедельник — выходной.
касса работает до 18:30 (по четвергам - до 20:30).

Цены:
взрослый билет: 200р
детский билет: 50р
фотосъемка: 230р

памятник Юрию Гагарину в музее космонавтики на ВДНХ
При входе в музей нас встречает Гагарин с распростертыми объятиями. Да Юра, мы тоже рады тебя видеть!

Первый спутник

макет первого спутника
Макет в разобранном виде первого спутника, который был запущен 4 октября 1957 года. Эта дата считается началом космической эры человечества. Спутник летал вокруг Земли 3 месяца и совершил 1440 витков.

Белка и Стрелка

собаки Белка и Стрелка в музее космонавтики
Белка и Стрелка стали первыми животными, которым удалось вернуться из космоса живыми. Они стартовали 19 августа 1960 года и провели в полете 25 часов, совершив 17 витков вокруг Земли. Кроме них, на корабле находились мыши, крысы, насекомые, различные растения и микробы. Обе собаки — самки, на момент полета им было около двух с половиной лет.
собаки Белка и Стрелка в музее космонавтики
В ходе полета за состоянием и поведением собак наблюдали с помощью телевизионной системы. На корабле был установлен автомат кормления и туалет. Полет никак не отразился на здоровье животных, они умерли в старости своей смертью и из них сделали чучела. Эти чучела и выставлены в музее рядом со спускаемым модулем, в котором они находились во время полета.
собаки Белка и Стрелка в музее космонавтики
Белка и Стрелка были дублерами собак Чайки и Лисички, которые погибли при взрыве ракеты-носителя на 19-й секунде полета 28 июля 1960 года.

Космический корабль «Восток-1» и первый полет Юрия Гагарина

портрет Юрия Гагарина
Первый в мире космический полет состоялся 12 апреля 1961 года. Корабль «Восток-1» совершил один виток вокруг Земли, полет продолжался 1 час 48 минут. Не все знают, что в этом полете произошло сразу несколько опасных отказов техники, так что Юрий Гагарин имел все шансы из него не вернуться:

Отказ резервной системы схода с орбиты. Корабли «Восток» имели недублированную тормозную установку однократного включения. То есть, её отказ в единственной попытке запуска означал невозможность штатного возвращения. Поэтому в качестве резервной меры безопасности «Востоки» выводились на орбиты, с которых они примерно через неделю сошли бы сами, за счет пассивного торможения об атмосферу. И вот эта резервная система отказала. Для того, чтобы оказаться на нужной орбите, необходимо было выключить двигатели ракеты по достижении нужной скорости с очень высокой точностью. Сначала отказала система радиокоррекции, которая измеряла скорость ракеты по данным радиосвязи с наземными пунктами. Резервной стояла автономная система, которая допустила ошибку в ~25 м/с. И эти метры в секунду поднимали апогей на ~80 км и продлевали существование «Востока-1» на орбите с 5-7 дней до неприемлемых 15-20, на которые уже не хватало ресурсов системы жизнеобеспечения.

Отказ штатной системы разделения. Корабль «Восток» состоял из двух частей — спускаемого аппарата и агрегатного отсека, которые разделялись после торможения. Из-за залипания клапана горючее кончилось на 0,5-1 секунду раньше необходимого. Недобор тормозного импульса нарушил штатную логику разделения отсеков. Однако спустя 10 минут сработала резервная система, разделившая отсеки по срабатыванию термодатчиков, фиксирующих нагрев от начинающегося торможения об атмосферу. Если бы и эта система отказала, то спускаемый аппарат не смог бы занять правильную ориентацию на торможение в атмосфере из-за помех от болтающегося на кабелях агрегатного отсека. Впрочем, даже это не привело бы к серьезной опасности — кабели бы сгорели, агрегатный отсек отвалился, а спускаемый аппарат занял бы правильное положение самостоятельно, по принципу «ваньки-встаньки». Полный отказ системы разделения был на «Востоке-2» у Титова и закончился благополучно.
Но самые большие опасности начались уже в конце посадки. Некоторые несознательные люди сомневаются в героизме и высокой подготовке Гагарина из-за того, что он не управлял космическим кораблем в полёте. Действительно, система управления корабля «Восток» при штатной работе не подразумевала активного пилотирования. Но если бы Гагарин, уже спускаясь на парашюте, не действовал вовремя и правильно, несмотря на пережитый стресс космического полёта, «карусели» после торможения и задержки с разделением отсеков, то он бы с большой вероятностью погиб.

Отказ дыхательного клапана. После раскрытия парашюта отказался открываться дыхательный клапан скафандра (в некоторых источниках пишут, что его захлестнули ремни подвесной системы парашюта), через который в скафандр должен был поступать наружный воздух для дыхания космонавта. Гагарин заметил проблему и сумел освободить клапан (по другим данным, открыл скафандр не трогая клапан) и избежал гибели от удушья.

Риск утонуть. Через район посадки протекала Волга, и Гагарин вполне мог бы приводниться туда, если бы ничего не делал. В скафандре тяжело плыть, к тому же есть риск быть накрытым парашютом с практически верной смертью от удушья. Гагарин проходил парашютную подготовку, и, умело управляя стропами, совершил посадку в 1,5-2 км от реки, несмотря на помехи от самовольно раскрывшегося запасного парашюта.

Несмотря на эти трудности, полет завершился удачно.

Макет спускаемой капсулы корабля Восток-1 в музее космонавтики
Макет спускаемой капсулы корабля «Восток-1»

Диорама «Приземление в тайге»

диорама приземление в тайге в музее космонавтики
Космонавты стучат зубами в ожидании эвакуации.

Все космонавты проходят тренировки по выживанию на случай приземления «хрен знает где». Конечно, если все проходит штатно, то точка приземления заранее известна и космонавтов быстренько вывозят в цивилизацию. Однако так случается не всегда.
диорама приземление в тайге в музее космонавтики

К примеру, у «Восхода-2» с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым (именно в этом полете Леонов впервые в истории вышел в открытый космос) в дополнение ко всем прочим приключениям отказала система автоматической посадки. Управлять процессом посадки пришлось вручную, тоже впервые в советской космонавтике. Приземлились они в густом лесу в 200 километрах от Перми и с отклонением около 80-ти километров от расчетного. Космонавты смогли покинуть место посадки только на третий день, а дело происходило ранней весной и температура была -25°С.

Шлюзовая камера корабля «Восход-2»

Шлюзовая камера корабля Восход-2
Макет 1:1 шлюзовой камеры, через которую 18 марта 1965 года Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос. Он находился там 12 минут и с большими сложностями вернулся назад, так как в космосе скафандр сильно раздулся и Леонов не пролезал в люк. Ему пришлось снизить давление в скафандре, и только после этого он вернулся в шлюзовую камеру.

космический корабль восход-2
Во время старта камера находилась в сложенном состоянии, в космосе надувалась а перед сходом с орбиты отстреливалась.

Союз 4 и Союз 5

макет Союз 4 и Союз 5 в музее космонавтики
Первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей произошла 16 января 1969 года.
рисунок союз 4 и союз 5
Космонавты Хрунов и Алексеев вышли в открытый космос и перешли из одного корабля в другой.

Программа «Союз - Аполлон»

макет стыковки Союз Аполлон в музее космонавтики
Стыковка советского корабля «Союз» и американского «Аполлон» произошла 17 июля 1975 года.
международный экипаж Союз Аполлон
Основная техническая сложность этого проекта состояла в различии атмосфер на кораблях: в «Аполлоне» использовался чистый кислород под пониженным давлением (0.35 земного), а на «Союзе» атмосфера была сходной по составу и давлению с земной, поэтому непосредственный переход из корабля на корабль был невозможен. Для решения этой задачи был создан специальный переходный отсек, в котором создавалась атмосфера того корабля, в который осуществлялся переход. Общее время полета в состыкованном состоянии — 46 часов.

Скафандры

скафандр Беркут
Скафандр «Беркут» применялся один раз — в ходе полета корабля «Восход-2». В нем Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос.



скафандр Ястреб
Скафандр «Ястреб» был изготовлен и испытан в 1967 году учетом недостатков скафандра «Беркут». Первый и единственный раз его использовали космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев во время стыковки кораблей «Союз-4» и «Союз-5» для перехода с одного корабля на другой.



скафандр Кречет
Скафандр «Кречет» создавался для лунной программы во второй половине 60-х годов. Технически это был очень сложный скафандр, он мог обеспечить 10-и часовое пребывание человека на Луне. Скафандр имел собственные системы радиосвязи, телеметрии, устройство обеспечения питьевой водой и удаления жидких отходов. Поскольку лунная программа была впоследствии закрыта, то этот скафандр никуда не летал, однако опыт, полученный при его создании, очень пригодился в дальнейшем.



скафандр Орлан
Скафандры «Орлан» предназначены для работы в открытом космосе на орбитальных станциях. Первый выход в космос в скафандрах данного типа состоялся на станции «Салют-6» 20 декабря 1977 года. С тех пор скафандр постоянно совершенствовался, он имеет несколько модификаций, последняя - «Орлан МК», эксплуатируется на МКС с 2009 года по настоящее время. Его масса 120 килограмм и он позволяет находится в космосе до 7 часов (рекорд — 8 часов, космонавты Олег Котов и Сергей Рязанский).

Луноход-1

макет Луноход 1 в музее космонавтики
Макет Лунохода-1 в натуральную величину. Луноход-1 был запущен 10 ноября 1970 года, он проработал на Луне 10.5 месяцев и проехал 10 километров. 8 января 1973 года был запущен Луноход-2, который конструктивно почти не отличался от Лунохода-1 и накатал по луне марафонскую дистанцию в 42 километра.

Корабль слежения «Космонавт Юрий Гагарин»

макет корабля слежения космонавт Юрий Гагарин
Корабль слежения «Космонавт Юрий Гагарин» был флагманом Морского космического флота СССР. Он был спущен на воду в 1971 году, а выведен из состава флота в 1991 (продан на слом в 1996).
корабль слежения Юрий Гагарин
Первые корабли слежения были созданы в 1960 году, поскольку наземные станции слежения на территории СССР не могли обеспечивать связь и наблюдение за космическими аппаратами на многих участках их орбиты, например, над Атлантикой. Со временем флот кораблей слежения расширялся и к 1978 году их насчитывалось 11.

В настоящий момент, как я понял, от всего морского космического флота остался только «Космонавт Виктор Пацаев» (спасибо лихим девяностым), который стоит в порту Калининграда и изредка выполняет оттуда свои задачи.

Свои корабли слежения имеют также США, Франция и Китай.

Олимпийский факел

олимпийский факел
Родной брат того самого, который летал на МКС.

Энергия — Буран

макет Энергия Буран в музее космонавтики
Куда же без него? В экспозиции присутствует нехилых размеров макет системы «Энергия — Буран», созданная в ответ на американскую программу «Спейс Шаттл».

Орбитальный корабль «Буран» первый и единственный полет совершил 15 ноября 1988 года, стартовав с Байконура и приземлился там же полностью в автоматическом режиме, совершив два витка вокруг Земли.

Стартовая масса «Бурана» 105 тонн, масса полезного груза до 30 тонн, а экипаж до 10 человек.

Буран в парке ВВЦ
Кстати, чтобы осознать истинные размеры Бурана, рекомендую взглянуть на его полноразмерный макет, который стоит рядом в парке ВВЦ. Такие макеты использовались для испытаний при разработке Бурана. Он реально огромный! Как его умудрились запулить в космос, ума не приложу.
Буран в парке ВВЦ
Проект был свернут в 1993 году. Помимо очевидных сложностей того времени, в целом подобная схема оказалась крайне сложной и дорогой, а достойного применения тогда (да и сейчас) для него как-то не нашлось. Вы же помните, делалось оно из соображений «чем мы хуже американцев», а не для решения конкретных задач. Американцы свернули свою программу «Space Shuttle» в 2011, также по причине экономической нецелесообразности — запуск одноразовых кораблей все равно дешевле. Правда, их шаттлы в количестве пяти штук за 30 лет успели совершить 135 полетов, при этом два из них были потеряны в катастрофах.




памятник Покорителям Космоса

Добавить комментарий

Filtered HTML

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Разрешённые HTML-теги: <a> <em> <strong> <cite> <blockquote> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.